Сначала было 10 клинков, а потом... пока не закончилась война
Сотни тысяч узбекистанцев сражались на фронтах Второй мировой войны, в глубоком тылу ковали победу женщины, старики и подростки. Они выращивали хлопок, пшеницу, фрукты, овощи. Люди жили одним девизом: «Все для фронта, все для победы!»
Когда началась война, Бакиржону едва исполнилось 10 лет. Зимой 1941 года ушел на фронт отец. Мальчик остался за старшего в семье. После уроков он бежал в кузнечную мастерскую, где работал 75-летний Собиржон тога. Бакиржон разжигал уголь, раздувал огонь мехами, помогал пожилому человеку ковать нехитрые, но, очень нужные в домашнем хозяйстве предметы: серпы, косы, ножи, топоры.
Однажды Бакиржон обратился к мастеру:
— Устоз, давайте и мы с вами поможем фронту!
— Как? — удивился старик.
— В одной книге по истории я видел рисунок клинка, - стал разъяснять мальчик. - Мы с вами будем ковать такие клинки для наших солдат.
- Хорошо, - согласился мастер, - завтра приноси свою книгу, посмотрим, сможем ли мы выполнить эту работу.
На следующий день мальчик прибежал в мастерскую с потрепанной книгой. Кузнец долго рассматривал рисунок клинка, что-то бормотал себе под нос, а потом сказал: «Для таких клинков нужна особая высокопрочная сталь. Клинок, это не кетмень и не коса... Мне надо подумать, где найти такую сталь».
Прошло три дня, мастер молчал, и паренек не задавал лишних вопросов. Наконец, подмигнув, он сказал: «Я знаю, где взять такую сталь». Они вдвоем пошли на машинно-тракторную станцию, расположенную неподалеку, там, в конце двора стоял старый гусеничный трактор. Вернее, то, что от него осталось. Кузнец объяснил, что траки гусеницы трактора соединяются между собой «пальцами» - длинными металлическими штырями. Так вот они изготовлены из высокопрочной стали. Получив разрешение начальника МТС, старик и подросток взяли несколько «пальцев».
И закипела работа, мальчик раздувал меха, старик ковал сталь. Прошло несколько дней, и первый клинок был готов. Лезвие блестело острыми краями, ручка была сделана из черного эбонита. Любо дорого глядеть.
- Для такого клинка нужны и хорошие ножны, - заключил Собиржон тога и взялся за иглу. Из куска кожи он ловко скроил, а потом сшил ножны, которые украсил национальным орнаментом.
- Одного клинка мало, чтобы победить Гитлера, - сказал Бакиржон, - такого оружия должно быть много.
Днем старик выполнял повседневную работу, а по ночам они с Бакиржоном ковали клинки.
Когда в арсенале кузнецов набралось 10 клинков, Бакиржон вдруг спросил:
- Устоз, а как мы отправим на фронт наши клинки?
- Я об этом не думал, - ответил старик.
Тогда мальчик предложил:
- Давайте отнесем оружие в военкомат. Парни-односельчане поедут на фронт с нашими клинками.
Сколько клинков выковали кузнецы из кишлака Корасув, никто не знает. Эта работа продолжалась, пока не закончилась война.
Бакиржон окончил школу, отслужил в армии, вернулся в родной кишлак. Первым делом он пошел проведать своего наставника, но, к сожалению, к тому времени старый мастер уже умер.
Бакиржон Аскаров несколько лет прослужил в отделении охраны рядовым сотрудником. Во время прохождения очередной медицинской комиссии врачи обнаружили у парня заболевание и уволили его по состоянию здоровья. Бакиржон восстановил кузнечную мастерскую, где работал устоз. Стал делать национальные ножи, топорики и другую домашнюю утварь, благо, опыта ему не занимать.
Со временем Б. Аскаров стал знаменитым мастером по изготовлению корасувских национальных ножей. Воспитал ряд достойных учеников, которые продолжают дело и традиции мастера. Его сын, Хамидулло, и внук, Рахматилло, славятся не только в Андижанской области, но и по всей республике. К ним приезжают люди из разных уголков нашей страны, чтобы заказать национальные ножи, которые не ржавеют и могут служить десятилетиями.
Несколько лет назад ушел из жизни знаменитый мастер - Бакиржон Аскаров, который, будучи мальчишкой, внес свой вклад в дело Великой победы.
Борис КЛЕЙМАН, корреспондент «На посту».
На снимке: мастер Бакиржон Аскаров (2016 г.).
Андижанская область.