20 октября 2021 г. 5210

Новый Узбекистан – новые выборы

Стратегия действий, принятая Узбекистаном пять лет назад, определила  стратегическую цель - построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса. Такое уникальное социальное явление открывает перед страной новые перспективы. В этой связи отметим, что предстоящие выборы проходят в качественно новых политических, правовых, социально-экономических условиях, возникших в результате принятия и динамичной реализации задач Стратегии действий, обозначившей начало строительства абсолютно нового демократического, открытого внешнему миру и конкурентоспособного Нового Узбекистана. Достижение конкретных результатов, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека, реальное претворение в жизнь принципов «Народ является единственным источником государственной власти», «Интересы человека – превыше всего», «Реформы не ради реформ, а во имя блага людей», «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», - определены в качестве важнейших целей реформ.

Самое главное, заложенные в Стратегии действий цели и идеи динамичного развития, обновления, модернизации и либерализации стали той реальной опорой, которая объединяет весь народ Узбекистана.

Об этом свидетельствует сам ход коренных преобразований и достигнутые за короткое время рубежи и успехи, которые усиливают деловое настроение у граждан, укрепляют их веру в великое будущее государства, гражданскую позицию людей, создают условия для активного участия каждого человека в управлении обществом и государством. Население страны руководствуется такими благородными идеями, как «сегодня нельзя жить по-старому», «само время требует принятия решительных мер по разрешению накопившихся за многие годы проблем и масштабных задач», «если мы не сделаем это сами, никто не сделает это за нас» и «мы сами строим свое будущее».

Заметно возросли требовательность и взыскательность граждан в оценке хода реформ, уровня законотворческой работы и правоприменительной практики, программных установок и практической деятельности политических партий, депутатов. Отмечается значительная активизация институтов гражданского общества, средств массовой информации в защите прав, свобод и законных интересов человека, их вовлеченности в решение важнейших задач общественного и государственного развития.

Можно сказать, что за последние годы произошли грандиозные изменения в жизни народа и государства, удалось осуществить большое количество кардинальных реформ, охвативших все сферы общественно-политической и экономической жизни общества, в том числе и национального избирательного законодательства. При этом среди важнейших направлений в стране стали демократические преобразования, нацеленные на обеспечение прав и свобод человека, либерализацию общественно-политической жизни, свободы СМИ.

Естественно, что все это находит свое отражение и в ходе избирательного процесса. Так, практика последовательного совершенствования национального избирательного законодательства и проведения выборов поднялась на новый уровень. Ярким свидетельством этого является принятый 25 июня 2019 года Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Документ воплотил в себе пять законов и десятки подзаконных актов. Повысилось внимание к внедрению в избирательное законодательство и практику приемлемых рекомендаций, данных международными наблюдателями на предыдущих выборах. В этот раз были устранены недостатки и проблемы, имевшие место на парламентских выборах 2019 года. В связи с чем, был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства». Согласно данному закону были внесены ряд изменений. Так, институт окружных избирательных комиссий по выборам в районные (городские) Кенгаши народных депутатов упраздняется, а их полномочия передаются районным (городским) избирательным комиссиям. Создаются правовые основы порядка включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от того, состоятся ли они на консульском учете дипломатических представительств, а также голосования путем использования переносных избирательных урн по месту жительства или работы избирателей, проживающих за рубежом. Кроме того, установлен порядок, согласно которому наблюдатели должны уведомить участковую избирательную комиссию не менее чем за три дня до посещения избирательных участков, образованных в местах содержания под стражей и лишения свободы, в воинских частях.

Вместе с тем, на основании рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были внесены следующие изменения: исключение полномочий избирательных комиссий по содействию встреч кандидатов с избирателями; установление запрета на использование государственных ресурсов при проведении предвыборной агитации; сокращение сроков обжалования решений избирательных комиссий с 10 до 5 дней, с целью недопущения необоснованного продления сроков объявления результатов выборов; внедрение порядка раскрытия промежуточной и итоговой финансовой отчетности политических партий, а также опубликования результатов проверок Счетной палатой деятельности партий в целях обеспечения прозрачности использования политическими партиями средств, выделенных для предвыборной агитации. Согласно внесенным изменениям  выборы пройдут в октябре, благодаря чему будут своевременно сформированы высшие государственные органы после выборов и приняты важные политические решения.

Одним словом, Избирательный кодекс стал более демократичнее, гуманнее, расширены избирательные права, устранена излишняя бюрократия, для избирателей и наблюдателей создаются более удобные условия для волеизъявления, повышается роль партий и их ответственность тоже. Однако к этим достижениям мы пришли не за один день. Этому  предшествовало эволюционное развитие нашего национального законодательства. Для подтверждения приведу пример.  Если в соответствии с законодательством на выборах 1999 г. право выдвижения кандидатов в депутаты имели политические партии, представительные органы власти и органы самоуправления граждан, на выборах 2004 г. – политические партии и инициативные группы, то в 2009 и 2014 гг. данное право было предоставлено только политическим партиям.

Эти изменения в законодательстве показывают, что выдвижение кандидатов в депутаты инициативными группами избирателей было целесообразно в тот период развития общественно-политической системы Узбекистана, когда роль политических партий и их статус, воздействие на общественную и политическую жизнь страны находились только в стадии формирования. Очень слабая была пропагандистская работа партий, граждане их не знали особо и поэтому в тот период при выборах больше ориентировались на личности кандидатов, а не представляющие их политические партии. В наше время во многих странах мира партии – школы демократии. Поэтому в мире сегодня доверие только партиям. Не секрет, многие мировые лидеры государств выдвинуты от партий.

В Узбекистане увеличилось количество политических партий, значительно усилилась межпартийная конкуренция. На этих выборах впервые на борьбу за президентский пост вышли 5 политических партий - Демократическая партия "Миллий тикланиш", Народно-демократическая партия, Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социально-демократическая партия "Адолат" и самая молодая Экологическая партия Узбекистана.

Сегодня все партии Узбекистана выдвинули своих кандидатов на президентские выборы этого года. Это самое большое количество кандидатов в  истории  президентских выборов в Узбекистане. "Миллий тикланиш" и Экологической партии выдвинули своих лидеров - Алишера Кадырова и Нарзулло Обломурадова. Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) выдвинула Максуду Варисову, Социал-демократическая партия "Адолат"- председателя политсовета партии  Бахрома Абдухалимова. От Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеп) – Шавкат Мирзиёев. 

Как известно, процесс демократических преобразований не является одномоментным, он постоянно углубляется по мере развития страны, по мере повышения политико-правовой культуры, роста общественно-политической активности населения. И конечно, все это отражается на развитии и деятельности политических партий. А именно - совершенствуются  программные установки политических партий, меняется политический спектр страны и естественно обновляется электорат. Так, если на прошлых президентских выборах 2016 года партия УзЛиДеП занимала правый центр в политическом спектре страны и опиралась на предпринимателей, формирующийся средний класс, деловую элиту, в том числе в аграрном секторе. То в выборах 2021 года – УзЛиДеП занимает центральную позицию в политическом спектре страны и позиционируется как центристская «общенародная партия», «партия большинства граждан Узбекистана». Партия опирается на народное большинство; при этом, ядром поддержки, помимо прогрессивных предпринимателей, ориентированных на национальный успех, становятся молодежь, бюджетники и работники промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ремесленники. Если продолжить тему политического спектра нашей страны в результате обновления, то отметим, что слева от центра (левоцентристская) находится Экологическая партия, затем социал-демократическая партия Адолат и далее – НДПУ – лево-консервативная партия, выступающая против ускоренной модернизации. Правый фланг представлен праволиберальной, националистической партией Миллий Тикланиш.

Что касается электората, то остальные четыре политические партии также определились со своим электоратом. Так, если НДПУ – опирается на малообеспеченные слои населения и старшее поколение 50+, на  людей, нуждающихся в адресной социальной поддержке, то основным электоратом СДП «Адолат» - являются промышленные рабочие и наемные работники сферы обслуживания. ДП «Миллий тикланиш» опирается на творческую и научную интеллигенцию. «Экологическая партия Узбекистана» опирается на граждан, специалистов-экологов, медиков, ученых, представителей сферы образования и различных институтов гражданского общества. В целом, независимо от принадлежности к той или иной партии, всех наших соотечественников объединяет единая цель – построение великого будущего родного Узбекистана. 

Не секрет, что большинство людей в странах с демократической системой оказывают поддержку политическим партиям, исходя из их политической программы. Поддержка партии со стороны населения будет обеспечена, если партия сможет продемонстрировать, что ее беспокоят проблемы населения и что она разделяет их беспокойство о настоящем страны и их надежды на будущее; а также, что у партии есть конкретная и реальная программа действий по улучшению жизни граждан.

Именно поэтому к составлению нынешних платформ для своих кандидатов партии подошли с максимальной ответственностью. Участие в предыдущих выборах позволило им переработать накопленные знания, проанализировать упущения и недочеты. При этом подход к решению наболевших проблем каждый кандидат выбирает исходя из программы и лозунга партии.

Так, в своей предвыборной программе кандидат от партии «Миллий Тикланиш» Алишер Кадиров предлагает избавиться от монополий, упразднить практику, когда хоким одновременно занимает пост главы местного кенгаша, отдать коммунальные услуги частному сектору и внести в Конституцию ответственность за неуважение к национальным обычаям и традициям. А кандидат в президенты от «Адолат» Бахром Абдухалимов выступает за строительство свободного общества и справедливого государства, справедливое распределение ВВП, усиление конкуренции в экономике, передачу учреждений исполнения наказания органам юстиции, создание единого Следственного комитета, обеспечение газом и энергией всех сёл. Максуда Варисова, выступающая кандидатом в президенты от НДПУ, предлагает ввести налог на роскошь, дифференцированную систему налогообложения, равный и бесплатный доступ к образованию и здравоохранению, сокращение бедности, рабочие места с зарплатой, в 1,5 раза превышающей прожиточный минимум, народную демократию и другое. Лидер Экологической партии Узбекистана   впервые принимающей участие в выборах президента   Нарзулла Обломурадов, ставит задачи по развитию «зелёной экономики», превращению отходов в ресурсы, обеспечению населения питьевой водой, улучшению ситуации в Приаралье, здравоохранению, повышению доверия к су дам и созданию вокруг Узбекистана безопасного региона. Шавкат Мирзиёев, выступающий кандидатом в президенты от УзЛиДеП, представил Стратегию Нового Узбекистана, которая предусматривает сокращение бедности минимум в 2 раза к 2027 году, развитие цифровой экономики, углубление реформ в судебно-правовой сфере, повышение продолжительности жизни, совершенствование государственного управления. Одним словом, меньше общих многообещающих фраз, больше выявленных проблем и конкретных путей решения.

В приоритете партий – интересы их электората, исходя из  которых, все пять партий предлагают свое видение развития Узбекистана, при этом резко контрастируя друг с другом. Так, позиция НДПУ склоняется к  социальной стороне -усилению роли государства в управлении экономикой и общественной жизнью страны, в то время как «Миллий тикланиш» -к резко либеральной – минимизация и полное устранение участия государства в различных сферах жизни страны. Приоритет Экопартии - «зеленая экономика», «Адолат» же акцент делает на усиление урегулирования социальной сферы и экономики страны. При этом УзЛиДеП видит решение имеющихся проблем сквозь призму «Личность-общество-государство», т.е. решая проблемы личности, менять общество и развивать государство.  

Важно отметить, что по сравнению с прежними выборами предвыборные программы политических партий стали более содержательными и практичными, и поддерживая принципы демократии, служат балансу интересов в обществе. Именно эта приверженность составляет основу для сотрудничества партий в главном – в формировании нового этапа развития демократического, открытого внешнему миру и конкурентоспособного Нового Узбекистана.

Сегодня в период предвыборной агитации, согласно Избирательного кодекса, реализуются меры по обеспечению условий для организации эффективной агитационной и информационно-аналитической работы по широкому ознакомлению граждан с предвыборными программами кандидатов в депутаты, их деловыми и моральными качествами, повышению информированности избирателей о ходе подготовки и проведения выборов как важнейшего общественно-политического события в жизни страны, гарантий обеспечения свободного волеизъявления избирателей.

И здесь проведение агитационной деятельности кандидатов кардинально отличается от предыдущих избирательных кампаний. Межпартийная конкуренция отражается не только в предвыборных программах кандидатов, но и даже в лозунгах партий, которые отражают сущность партийных программ. Так, лозунг НДПУ «Забота о каждом — обязанность государства», Миллий тикланиш» - «Развитие, основанное на ценностях», Экопартии -«Мы в ответе за будущее!», «Адолат» -«Справедливость — главный критерий нашей жизни», УзЛиДеП - «Высшая ценность — человек». Доходит конечно и до популизма, ведь такие идеи при минимальных затратах дают максимальный эффект. Взять, к примеру, предложение по обеспечению муниципальным жильем населения, снятие ограничений по размерам пенсий («Адолат»), увеличение доли альтернативных источников энергии или источников возобновляемой энергии в общем энергоснабжении до 40% (Экопартия), снижение участия государства в управлении образованием, ЖКХО («Миллий тикланиш»), создание в каждом населенном пункте детских садов за счет государства (НДПУ). Известно, что главным недостатком популизма является его утопичность: быстро решить проблемы общества простыми мерами невозможно. Так и эти все идеи привлекательны, но даже простые расчеты показывают, что это не задачи, ближайших пяти лет. При этом реализация их потребует увеличения бремени на госбюджет и тем самым введения новых налогов, либо наоборот, перекладывания вопросов социальной защиты на самих граждан. В этом смысле предложения УзЛиДеП выглядят предпочтительнее. 

Для привлечения интереса избирателей и получения их голосов  политические партии страны применяют даже множество элементов политического маркетинга. Так, у каждой партии сегодня свой обновленный современный красочный логотип, который является графическим способом трансляции идейных предпочтений политических партий. Если вспомнить прошлые выборы, то эти логотипы годами не менялись. Помимо этого каждая партия начала создавать свои партийные бренды (ручки, шарфы, флаеры, блокноты и пакеты, бейсболки, знамя, значки, красочные программы). Несомненно, все это оживляет саму выборную кампанию, а избирателям позволяет подсознательно отождествлять партии с этими лозунгами и аксессуарами.

На прежних выборах так широко и динамично агитационная деятельность не проводилась. Сегодня все мероприятия широко освещаются в различных средствах массовой информации - на ТВ, радио, Интернет ресурсах. Помимо того, что все кандидаты используют различные технологии и средства для предвыборной агитации - баннеры с лозунгами и их фотографиями, которые размещают на самых оживленных общественных местах в красочном оформлении, - многие из средств и технологий, применяются впервые - транслируются различные ролики, интервью и публикации в СМИ. При этом в социальных сетях и мессенджерах распространяются различного рода публикации экспертов и мнения простых избирателей по обсуждению мероприятий или заявлений кандидатов, некоторые из которых достигают сотен тысяч просмотров и комментариев. Новизна проявляется и в том, что в сети постоянно ведутся независимые социальные опросы, публикуются карикатуры на отдельные заявления или публикации, которые вызывают общественный резонанс.

В деятельности кандидатов и их доверенных лицс избирателямипроявляется активизация встреч с избирателями, интервью СМИ, даже встречи с блогерами, а затем активное обсуждение в социальных сетях,трансляция по ТВ, причем в равной мере, а также данная информация публикуется в социальных сетях на сайтах партий. Одним словом, кандидаты и их доверенные лица с избирателем “на одной волне”, все ведут свои социальные странички.А с началом предвыборной агитации число их подписчиков резко возросло. В социальных каналах медиапространства - Instagramm, facebook, twitter, youtube, “в контакте”, “Tik-tok” - кандидаты и партии размещают информацию о своих мероприятиях, выступлениях, встречах. Идет обсуждение и обмен мнениями.Раньше такого не наблюдалось.

Сегодня Избирательный кодекс предоставляет право кандидатам проводить агитацию в различных формах – в виде дискуссий, пресс-конференций, собраний граждан, интервью, выступлений, размещения роликов в средствах массовой информации, а также публичных дебатов. При этом дебаты необязательно должны выражаться в перепалке и рукопашном бою кандидатов. В конечном итоге, дебаты проводятся не ради дебатов, а для формирования общественного мнения. Восток это не Запад и культура диалога и конкуренции осуществляется в рамках правового поля.  Поэтому сегодня идет политическая борьба, с элементом восточной культуры – уважения к собеседнику без оголтелой, необузданной критики и оскорблений. Как показывает практика, восточный этикет не снижает политические амбиции и уровень политической конкуренции. При этом важно помнить, что закон предлагает формы, создает условия для предвыборной агитации, а выбор остается за кандидатом.

Всем кандидатам в президентской гонке в период предвыборной агитации созданы широкие и равные возможности в использовании средств массовой информации для доведения до избирателей, общественности положений предвыборных программ, содержащихся в них позиций по актуальным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития страны.

В заключение отметим, что неукоснительное соблюдение в ходе избирательной кампании национального законодательства и проявление активной жизненной и политической позиции политическими партиями и всеми гражданами страны будет способствовать успешному проведению выборов в полном соответствии с демократическими принципами.

Таким образом, новые выборы, проходящие в условиях все возрастающей общественно-политической активности политических партий, здоровой межпартийной конкуренции, а также роста общественной активности, требовательности и взыскательности граждан в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, - несомненно, отражают сущность Нового Узбекистана, развивающегося в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом.

Джавакова Каринэ, начальник кафедры «Государственно-правовых  дисциплин и обеспечения прав человека» Академии МВД Республики Узбекистан
доктор философских наук, профессор

© 2006-2023. Все права защищены
При использовании материалов ссылка на сайт www.iiv.uz обязательна
Разработка сайта: Online Service Group
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст
Тепага