9 августа 2022 г. 1308

Конституция и национальные институты по защите прав  человека в Узбекистане

Как известно, права человека охватывают отношения между отдельными лицами, а также между отдельными лицами и государством. Однако практическая задача защиты прав человека является, прежде всего, задачей национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. И наше государство не исключение.

Узбекистан присоединился к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

В Узбекистане последовательно осуществляется процесс укрепления законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в данной области в национальное законодательство и выполнению соответствующих международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.         

При этом в стране проделана эффективная работа по имплементации норм касательно прав и свобод человека, закрепленных в этих международных документах, в национальное законодательство, развитию национальных институтов по правам человека.

Важно отметить, что на сегодняшний день в мире есть понимание того, что не существует единой модели национального учреждения всех стран мирового сообщества как необходимого механизма для выполнения их международных обязательств в области прав человека. Дело в том, что хотя каждая страна может с пользой для себя воспользоваться опытом других стран, однако национальные учреждения должны создаваться с учетом местных культурных и правовых традиций, а также существующей политической организации. Вместе с тем, национальные учреждения выполняют дополняющую функцию, а их укрепление может лишь повысить уровень эффективности как национальных, так и международных систем поощрения и защиты прав человека.

Эффективное осуществление прав человека требует создания национальных инфраструктур для их поощрения и защиты. Эти национальные учреждения в защите прав человека      выполняют основные защитные функции, такие как, защита от пыток и унижающего достоинство обращения; играют роль в поощрении всех аспектов верховенства права; вносят вклад в эффективную работу парламентов, динамичных организаций гражданского общества и бдительных и реагирующих СМИ; обеспечивают школьную систему программами обучения в области прав человека на всех уровнях; и содействуют формированию общества, основанного на уважении универсальных прав человека.

В соответствии с международными обязательствами в Узбекистане создана база нормативно-правовых актов о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека: принято 12 конституционных законов, 18 кодексов и более 700 законодательных актов, регулирующих права и основные свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международных соглашениях и договорах.

При этом сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в сфере прав человека.

В стране реализуются положения Венской декларации и Программы действий, принятые на Второй Всемирной конференции ООН по правам человека в 1993 году. 

Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал действенную институциональную систему защиты прав человека, включающую в себя, наряду с традиционной правоохранительной системой (суд, прокуратура, адвокатура), внесудебную систему  - парламентский Омбудсман, Бизнес-Омбудсман, Омбудсман по правам ребенка и Национальный центр по правам человека.            

Если проанализировать деятельность парламентского Омбудсмана, который был введен Узбекистаном, одним из первых среди стран СНГ - 23 февраля 1995 года, то можно отметить, что за истекший период Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман) сыграл достойную роль в защите прав и свобод многих граждан, в том числе содержащихся в местах лишения свободы. Были подписаны меморандумы о сотрудничестве с национальными правозащитными учреждениями ряда зарубежных стран, и Омбудсман стал полноправным членом международных организаций, таких как Международный институт омбудсменов, Европейский институт омбудсмана и Азиатская ассоциация омбудсменов. Институту омбудсмана также был присвоен статус «В» Глобальным альянсом национальных правозащитных учреждений, деятельность которого направлено на оценку потенциала институтов омбудсменов во всем мире.

При этом за последние годы   Омбудсман Узбекистана осуществляет активную деятельность по обеспечению эффективной социальной защиты и мониторинга социально-экономического положения молодежи, лиц с инвалидностью, обсуждению совместно с представителями общественности актуальных вопросов совершенствования законотворческой деятельности Омбудсмана и системы осуществления “мониторинговых визитов” в следственные изоляторы и пенитенциарные учреждения и доведение до участников мероприятия информации по изучению национального и зарубежного опыта в этой сфере.

Это подтверждает тот факт, что уважение человеческого достоинства, обеспечение прав и свобод, законных интересов каждого человека стали приоритетным направлением осуществляемых в нашей стране реформ. В частности, в рамках Стратегии действий были реализованы эффективные реформы. Так, за счет внедрения в процесс новых механизмов работы с жалобами достигнуты значительные результаты по ряду направлений, таких как обеспечение законности, решение особо волнующих население проблем, предотвращение пыток, обеспечение открытости и прозрачности, укрепление свободы слова.

Немаловажным является и то, что за прошедший период расширены полномочия Уполномоченного по правам человека, в частности было предоставлено право вносить в соответствии с законом вопросы на рассмотрение Конституционного суда Республики Узбекистан, обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах граждан без уплаты государственной пошлины, также предоставлено право вносить предложения руководителям государственных органов и иных организаций об устранении выявленных нарушений законодательства в области прав и свобод человека, причин и условий, допускающих их и право законодательной инициативы и другие права.

Кроме того, в 2019 году был введен и усилен соответствующим законодательством Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане). Согласно ему, Уполномоченный будет принимать меры по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест лишения свободы. На сегодняшний день Омбудсман и общественные группы провели около 400 мониторинговых посещений мест лишения свободы.

Это говорит о том, что вопрос обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только государства, но и институтов гражданского общества, которые принимают активное участие в совершенствовании законодательства, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств. Правозащитной деятельностью, в частности, занимаются активисты различных НПО, которые защищают интересы не только своих членов, но и пришли к пониманию важности формирования в стране системы общественного мониторинга и контроля за деятельностью государственных органов. Среди них детские, женские, экологические ННО, организации инвалидов и престарелых граждан, гендерные центры, а также профессиональные общества, фонды, ассоциации, союзы, комитеты, объединяющие граждан по их интересам.

В последнее время развивается общественный контроль за деятельностью органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих структур посредством расширения мандатов института Омбудсмана, Национального центра по правам человека, создания института Бизнес-омбудсмана, введения системы отчетности силовых структур перед палатами парламента и непосредственно населением. Этому способствовало закрепление в Конституции страны института общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Сегодня в нашей стране принимаются практические меры по гармонизации национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека. Принята долгосрочная Национальная Стратегия Республики Узбекистан по правам человека[1], которая служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах. 

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что   закрепление в Основном законе страны права каждого человека в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан на защиту своих прав и свобод и законных интересов Национальными институтами по правам человека, - будет способствовать эффективной реализации государственной политики в данной области, уважению человеческого достоинства, обеспечению прав и свобод, законных интересов каждого человека, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене.

И это требует совместных усилий, правительства, каждого отдельного гражданина, отдельной группы и организации в обществе.

Джавакова К.В. начальник кафедры  Государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор

© 2006-2023. Все права защищены
При использовании материалов ссылка на сайт www.iiv.uz обязательна
Разработка сайта: Online Service Group
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст
Тепага